15 мая 2015, 11:07

Плюшки или удобство? Подробно об эвристиках информационной архитектуры

Что вы предпочтете: безумно красивое, но крайне неудобное приложение, или сайт с дизайном девяностых, где вы нажимаете одну кнопку — и получаете необходимую информацию? Ответ очевиден: дизайн вторичен, главное — удобная структура и навигация. Именно это определяет грамотная информационная архитектура, и ее нужно уметь создавать.

Существует множество инструментов — как для создания, так и для оценки качества уже разработанных ИА. Основные из них — стандартное юзабилити-тестирование, карточная сортировка, тестирование дерева — требуют немалых временных и финансовых затрат.

Как быть, когда вам нужно оперативно и дешево оценить информационную архитектуру на любом этапе ее создания?

Очень просто: нужно прибегнуть к очень эффективному и на первый взгляд простому методу — эвристическому анализу.

Почему эвристики — это хорошо?

Помимо быстроты и беззатратности, эвристики имеют еще несколько положительных моментов.

В первую очередь, они доступны. По сути, эвристики — это своеобразный чек-лист, который легко можно найти в сети. Еще один плюс — многовариантность: почти все гуру UX «отметились» в создании своего заветного списка. Прогоните свой проект по понрваившемуся вам набору эвристик — и получите полноправное исследование, результат которого можно использовать для подкрепления своей точки зрения фактическими данными.

Кстати, эвристики может использовать как профессионал, так и новичок в UX. Конечно, начинающим будет не так-то просто уловить все мелочи, но это отличный способ проверить себя.

И наконец, самое главное преимущество эвристик: они реально работают и помогают результату. Наверняка многие уже использовали 10 эвристик юзабилити Якоба Нильсена и столкнулись с удивительным впечатлением от них: сначала тебе кажется, что это не поможет исправить ошибки, но потом ты понимаешь, насколько легко таким образом находятся многие недочеты.

А теперь приступаем к самому главному: собственно, сами эвристики.

Из чего выбирать?

Существует немало наборов эвристик, позволяющих оценить качество информационной архитектуры. Вот те, на которые стоит обратить внимание:

1990: «Эвристики юзабилити» Якоба Нильсена
2004: UX HoneyComb Питера Морвиля и «Эвристики информационной архитектуры» Луи Розенфельда
2006: ISO 9421 «Эргономика человеко-машинного взаимодействия» (а именно: часть 110 «Принципы организации диалога» и часть 12 «Представление информации»)
2011: Pervasive Information Arcitecture Ресмини и Розати

Конечно, у каждого, даже самого крутого, набора эвристик найдутся свои минусы. Именно поэтому независимый консультант в области информационной архитектуры Эбби Коверт (Abby Covert) в 2012 году решила объединить все 5 подходов (а это более 50 эвристик) и создать универсальный набор, который было бы легко держать в памяти и удобно применять на практике.

Так что откройте сайт или приложение, над которым вы сейчас работаете, и посмотрите, соответствует ли его информационная архитектура следующим эвристикам:

Находимость

  1. Могут ли пользователи без особых усилий найти интересующую их информацию?
  2. Изменяется ли скорость обнаружения необходимой информации в зависимости от экранного разрешения или используемого девайса?
  3. Можно ли получить один и тот же контент различными способами (имеется в виду поиск, глобальная навигация, карта сайта и т. п.)?
  4. Как внешние и внутренние поисковые системы «видят» информацию сайта? Эффективно ли использованы построители запросов (query builders)?
  5. Сгруппированы ли результаты поиска? Насколько эта группировка логична?
  6. Что сделано для повышения релевантности найденной через поиск информации? Демонстрирует ли результат поиска дополнительную полезную информацию?

Доступность

  1. Доступен ли контент сайта на всех возможных устройствах и во всех экранных разрешениях?
  2. Остается ли взаимодействие последовательным на различных устройствах и разрешениях?
  3. Учитываются ли при дизайне требования для людей с различными формами отклонения в зрительном восприятии?

Понятность

  1. Легко ли воспринимается информация?
  2. Учитываются ли демографические факторы целевой аудитории?
  3. Путь к выполнению задачи очевиден для пользователя? Его ничто не отвлекает на этом пути?
  4. Сможет ли пользователь с легкостью описать последовательность выполненных действий?

Коммуникативность

  1. Очевидны ли пользователю его статус, доступные права и текущее местонахождение?
  2. Как используются системные сообщения? Эффективны ли они для текущей задачи и контекста использования?
  3. Позволяют ли навигация и системные сообщения легко установить текущее местоположение вне зависимости от используемого устройства, контекста и цели?

Полезность

  1. Удобна ли текущая структура пользователям? Могут ли они решить свои задачи, не испытывая разочарования и не закрывая сайт/приложение на полпути?
  2. Дает ли текущая информационная архитектура возможность удовлетворить как нового пользователя, так и эксперта?
  3. Выделены ли пункты навигации, к которым пользователь с большей вероятностью обратится на следующем шаге? Понятно ли они названы?

Степень доверия

  1. Соответствует ли дизайн контексту использования и целевой аудитории?
  2. Регулярно ли обновляется контент?
  3. Нет ли перегруженности рекламой?
  4. Легко ли найти контактные данные реальной персоны?
  5. Легко ли пользователь может найти подтверждение компетентности компании?
  6. Используется ли вспомогательный контент (подсказки, faq и т. п.) там, где он может быть необходим?

Контролируемость

  1. Доступна ли дополнительная информация о взаимодействии с продуктом?
  2. Насколько качественно предвосхищаются и исправляются ошибки пользователя?
  3. Если ошибка все-таки случилась, легко ли пользователь может ее устранить?
  4. Есть ли функционал, позволяющий пользователю подстроить информацию под контекст использования?
  5. Кнопки выхода и другие важные контролы хорошо заметны?

Ценность

  1. Удовлетворяет ли контент какую-либо нужду целевого пользователя? Является ли желанным?
  2. Соответствует ли он паттернам взаимодействий на различных платформах и устройствах?
  3. Пользователь легко может описать, в чем для него заключается ценность сайта/приложения?
  4. Как степень качества информационной архитектуры может быть измерена? Влияет ли она на вашу прибыль? Влияет ли она на удовлетворенность пользователей?

Обучаемость

  1. Быстро ли пользователь может разобраться в структуре вашего сайта/приложения?
  2. Легко ли он сможет запомнить ее?
  3. Легко ли ее восстановить в памяти при следующем посещении?
  4. Сделано ли что-то для упрощения сложных комплексных процессов?
  5. Является ли взаимодействие настолько последовательным, что в определенный момент становится предсказуемым?

Креативность

  1. В чем ваши отличия от конкурентов и сервисов, предлагающих похожий опыт?
  2. Какие кроссплатформенные решения могут быть приняты как креативные?
  3. Какие ожидания пользователей не только удовлетворены, но и превышены?
  4. Какие неожиданные решения реализованы?
  5. Реализовали ли вы какие-то стандартные решения нестандартным путем?

Напоследок

Информационная архитектура — это фундамент, с которого начинается долгий путь к завоеванию расположения пользователя. Ошибки здесь накладывают отпечаток на все последующие этапы проектирования, разработки и использования продукта. Но не спешите хвататься за голову, искать сотню респондентов для карточной сортировки и взламывать кассу в вашей бухгалтерии. На первом этапе хватит и вдумчивого подхода к эвристикам. Удачи!

Поделиться