Что вы предпочтете: безумно красивое, но крайне неудобное приложение, или сайт с дизайном девяностых, где вы нажимаете одну кнопку — и получаете необходимую информацию? Ответ очевиден: дизайн вторичен, главное — удобная структура и навигация. Именно это определяет грамотная информационная архитектура, и ее нужно уметь создавать.
Существует множество инструментов — как для создания, так и для оценки качества уже разработанных ИА. Основные из них — стандартное юзабилити-тестирование, карточная сортировка, тестирование дерева — требуют немалых временных и финансовых затрат.
Как быть, когда вам нужно оперативно и дешево оценить информационную архитектуру на любом этапе ее создания?
Очень просто: нужно прибегнуть к очень эффективному и на первый взгляд простому методу — эвристическому анализу.
Почему эвристики — это хорошо?
Помимо быстроты и беззатратности, эвристики имеют еще несколько положительных моментов.
В первую очередь, они доступны. По сути, эвристики — это своеобразный чек-лист, который легко можно найти в сети. Еще один плюс — многовариантность: почти все гуру UX «отметились» в создании своего заветного списка. Прогоните свой проект по понрваившемуся вам набору эвристик — и получите полноправное исследование, результат которого можно использовать для подкрепления своей точки зрения фактическими данными.
Кстати, эвристики может использовать как профессионал, так и новичок в UX. Конечно, начинающим будет не так-то просто уловить все мелочи, но это отличный способ проверить себя.
И наконец, самое главное преимущество эвристик: они реально работают и помогают результату. Наверняка многие уже использовали 10 эвристик юзабилити Якоба Нильсена и столкнулись с удивительным впечатлением от них: сначала тебе кажется, что это не поможет исправить ошибки, но потом ты понимаешь, насколько легко таким образом находятся многие недочеты.
А теперь приступаем к самому главному: собственно, сами эвристики.
Из чего выбирать?
Существует немало наборов эвристик, позволяющих оценить качество информационной архитектуры. Вот те, на которые стоит обратить внимание:
1990: «Эвристики юзабилити» Якоба Нильсена
2004: UX HoneyComb Питера Морвиля и «Эвристики информационной архитектуры» Луи Розенфельда
2006: ISO 9421 «Эргономика человеко-машинного взаимодействия» (а именно: часть 110 «Принципы организации диалога» и часть 12 «Представление информации»)
2011: Pervasive Information Arcitecture Ресмини и Розати
Конечно, у каждого, даже самого крутого, набора эвристик найдутся свои минусы. Именно поэтому независимый консультант в области информационной архитектуры Эбби Коверт (Abby Covert) в 2012 году решила объединить все 5 подходов (а это более 50 эвристик) и создать универсальный набор, который было бы легко держать в памяти и удобно применять на практике.
Так что откройте сайт или приложение, над которым вы сейчас работаете, и посмотрите, соответствует ли его информационная архитектура следующим эвристикам:
Находимость
- Могут ли пользователи без особых усилий найти интересующую их информацию?
- Изменяется ли скорость обнаружения необходимой информации в зависимости от экранного разрешения или используемого девайса?
- Можно ли получить один и тот же контент различными способами (имеется в виду поиск, глобальная навигация, карта сайта и т. п.)?
- Как внешние и внутренние поисковые системы «видят» информацию сайта? Эффективно ли использованы построители запросов (query builders)?
- Сгруппированы ли результаты поиска? Насколько эта группировка логична?
- Что сделано для повышения релевантности найденной через поиск информации? Демонстрирует ли результат поиска дополнительную полезную информацию?
Доступность
- Доступен ли контент сайта на всех возможных устройствах и во всех экранных разрешениях?
- Остается ли взаимодействие последовательным на различных устройствах и разрешениях?
- Учитываются ли при дизайне требования для людей с различными формами отклонения в зрительном восприятии?
Понятность
- Легко ли воспринимается информация?
- Учитываются ли демографические факторы целевой аудитории?
- Путь к выполнению задачи очевиден для пользователя? Его ничто не отвлекает на этом пути?
- Сможет ли пользователь с легкостью описать последовательность выполненных действий?
Коммуникативность
- Очевидны ли пользователю его статус, доступные права и текущее местонахождение?
- Как используются системные сообщения? Эффективны ли они для текущей задачи и контекста использования?
- Позволяют ли навигация и системные сообщения легко установить текущее местоположение вне зависимости от используемого устройства, контекста и цели?
Полезность
- Удобна ли текущая структура пользователям? Могут ли они решить свои задачи, не испытывая разочарования и не закрывая сайт/приложение на полпути?
- Дает ли текущая информационная архитектура возможность удовлетворить как нового пользователя, так и эксперта?
- Выделены ли пункты навигации, к которым пользователь с большей вероятностью обратится на следующем шаге? Понятно ли они названы?
Степень доверия
- Соответствует ли дизайн контексту использования и целевой аудитории?
- Регулярно ли обновляется контент?
- Нет ли перегруженности рекламой?
- Легко ли найти контактные данные реальной персоны?
- Легко ли пользователь может найти подтверждение компетентности компании?
- Используется ли вспомогательный контент (подсказки, faq и т. п.) там, где он может быть необходим?
Контролируемость
- Доступна ли дополнительная информация о взаимодействии с продуктом?
- Насколько качественно предвосхищаются и исправляются ошибки пользователя?
- Если ошибка все-таки случилась, легко ли пользователь может ее устранить?
- Есть ли функционал, позволяющий пользователю подстроить информацию под контекст использования?
- Кнопки выхода и другие важные контролы хорошо заметны?
Ценность
- Удовлетворяет ли контент какую-либо нужду целевого пользователя? Является ли желанным?
- Соответствует ли он паттернам взаимодействий на различных платформах и устройствах?
- Пользователь легко может описать, в чем для него заключается ценность сайта/приложения?
- Как степень качества информационной архитектуры может быть измерена? Влияет ли она на вашу прибыль? Влияет ли она на удовлетворенность пользователей?
Обучаемость
- Быстро ли пользователь может разобраться в структуре вашего сайта/приложения?
- Легко ли он сможет запомнить ее?
- Легко ли ее восстановить в памяти при следующем посещении?
- Сделано ли что-то для упрощения сложных комплексных процессов?
- Является ли взаимодействие настолько последовательным, что в определенный момент становится предсказуемым?
Креативность
- В чем ваши отличия от конкурентов и сервисов, предлагающих похожий опыт?
- Какие кроссплатформенные решения могут быть приняты как креативные?
- Какие ожидания пользователей не только удовлетворены, но и превышены?
- Какие неожиданные решения реализованы?
- Реализовали ли вы какие-то стандартные решения нестандартным путем?
Напоследок
Информационная архитектура — это фундамент, с которого начинается долгий путь к завоеванию расположения пользователя. Ошибки здесь накладывают отпечаток на все последующие этапы проектирования, разработки и использования продукта. Но не спешите хвататься за голову, искать сотню респондентов для карточной сортировки и взламывать кассу в вашей бухгалтерии. На первом этапе хватит и вдумчивого подхода к эвристикам. Удачи!